2000 год, 20 января – в аспирантуре ИРРО защищена первая кандидатская диссертация (Н.Ю. Игнатова, «Онтология взрослости: опыт философской реконструкции», научный руководитель Л.М. Андрюхина, д.филос.н.).
2001 год - Свердловская область вошла в число регионов, в которых осуществлялся эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. ИРРО поручено научное и организационно-содержательное обеспечение федерального эксперимента.
2002 год – ИРРО стал участником международного проекта Intel «Обучение для будущего», благодаря чему педагоги Свердловской области получили возможность осваивать проектные технологии обучения, применять в своей профессиональной деятельности новейшие информационные и коммуникационные технологии, использовать имеющиеся ресурсы для модернизации образования.
2003 год - в ИРРО создан Научно-методический Совет с целью координации и развития научной, методической и издательской деятельности института.
2004 год – создан центр модернизации образования с целью реализации основных направлений модернизации российского образования.
2005 год – в институте создан Региональный центр обработки информации (РЦОИ-66), осуществляющий технико-технологическое и методическое сопровождение Единого государственного экзамена на территории Свердловской области.
2006 год – в Институте создан Центр информационных технологий образования, благодаря чему началась реализация образовательных программ в дистанционной форме.
2007 год – Министерством общего и профессионального образования Свердловской области переданы ИРРО полномочия по методическому и экспертному сопровождению лицензирования и аккредитации образовательных учреждений Свердловской области.
2007 год – открыт центр мониторинга и оценки качества образования с целью создания региональной системы оценки качества образования.
2010 год – согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 26.04.2010 № 664-ПП, реорганизован в ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», в 2013 году был изменен тип учреждения с государственного бюджетного на государственное автономное.
2011–2013 годы – на базе ИРО создано 20 базовых площадок, статус которых получили образовательные организации, представившие наиболее перспективные, проработанные инновационные проекты.
2015 год – ИРО становится региональной инновационной площадкой, в рамках деятельности которой реализуется проект «Независимая система оценки качества образования как условие повышение эффективности государственно-общественного управления системой образования».
2016 год – Институтом реализован проект по теме «Развитие всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма), в том числе у школьников, не владеющих или слабо владеющих русским языком, как фактор успешного обучения в российской общеобразовательной школе и условие повышения уровня социализации личности в полиэтнической и поликультурной среде».
2017 год – реализован проект «Региональная модель повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Свердловской области».
2017 год – Институтом начата реализация проекта по мероприятию 5.1 ФЦПРО «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание механизмов оценки качества».
2018 год – Институт вошел в восьмерку лидеров системы повышения квалификации Российской Федерации и был включен в апробацию по формированию портала «Единое пространство дополнительного профессионального образования»
2022 год – победитель Всероссийского конкурса Академии Министерства просвещения России на лучшую дополнительную профессиональную программу.